ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ
(извлечение из Сборника основных нормативно-правовых актов Чайковского ГИФК, 2010 г.(часть 1)
Настоящее положение разработано на основании Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 07.08.2000 г., Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2001 г. № 264, Устава института и "Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации", утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.03. №1155
1.Общие положения
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" на заключительном этапе подготовки студентов по специальностям, предусмотренным ГОС ВПО, студентом осуществляется выполнение выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) и ее защита в ходе государственной аттестации выпускников вузов РФ.
1.2. ВКР - это самостоятельное научное исследование студента, в котором содержатся результаты его научно-исследовательской работы. ВКР характеризует эрудицию студента-выпускника в области специальной профессиональной подготовки, обнаруживает умение самостоятельно вести научный поиск и оформлять его результаты в законченную научную работу на завершающем этапе вузовской подготовки.
2. Цель и задачи выпускной квалификационной работы
Целью работы является расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов в решении комплексных задач с элементами исследования, а также определение уровня подготовки выпускников к выполнению функциональных обязанностей.
Основными задачами квалификационной работы являются: • углубление и систематизация теоретических и практических знаний студента в выбранной области науки; • овладение современными методами поиска, обработки и использования педагогической, методической и специальной информации; • анализ и интерпретация получаемых данных, четкая формулировка суждений и выводов; • изыскание путей (способов, методов) улучшения организации и эффективности работы специалиста по конкретному направлению профессиональной деятельности;
3. Виды выпускных квалификационных работ
Выпускные квалификационные работы могут выполняться в виде работ реферативного (теоретического) и экспериментального характера, а также дипломного проекта специальности МО. Теоретическое исследование выполняется в форме обобщенного научного обзора с анализом новейших, малодоступных научных работ, связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщенные выводы, имеющие научное и (или) практическое значение. Дипломный проект должен показать навыки практического анализа проблем управления, расчета и разработки проекта совершенствования управления. Экспериментальное исследование предполагает проведение эксперимента или его фрагмента, анализ полученных данных и разработку рекомендаций по их практическому применению. В работе должны использоваться различные методы научного исследования, в частности педагогические, медико-биологические, статистические и др.
4. Выбор темы, руководство и выполнение квалификационной работы
4.1. Порядок определения тематики Тематика квалификационных работ определяется специальной подготовкой студента по профилю выпускающей кафедры и должна соответствовать перспективным направлениям развития науки и техники. Студентам предоставляется право выбора темы квалификационной работы из предложенных кафедрой тем. При выборе темы квалификационной работы студент может руководствоваться также собственными научными интересами, ее актуальностью, интересами предприятия, на базе которого выполняется работа. Темы квалификационных работ и их руководители утверждаются распоряжением заведующего кафедрой. Студент может предложить свою тему квалификационной работы. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность работы. При положительном решении вопроса тема квалификационной работы включается в перечень тем кафедры.
4.2. Руководство квалификационной работой Руководителями квалификационных работ назначаются лица из профессорско-преподавательского состава данного вуза, как правило, профессора и доценты, а также научные сотрудники и высококвалифицированные' специалисты данного вуза и других учреждений и предприятий. Квалификационная работа выполняется студентом в течение промежутка времени, отведенного для этого учебным планом по соответствующей специальности. В период выполнения дипломной работы этот промежуток времени включает время нахождения студента на последней производственной (преддипломной) практике. Руководитель квалификационной работы обязан: • составить и выдать задание на квалификационную работу. • оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения квалификационной работы. • рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме квалификационной работы; • проводить систематические, предусмотренные планом-графиком беседы со студентом, давать студенту консультации, контролировать расчетные и экспериментальные результаты; • контролировать ход выполнения работы, подготовку к защите и нести ответственность за ее выполнением вплоть до защиты квалификационной работы; • составить отзыв о квалификационной работе. По предложению руководителя работы, в случае необходимости, кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным узконаправленным разделам квалификационной работы за счет лимита времени, отведенного на руководство квалификационной работой. Консультантами но отдельным разделам работы могут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений и предприятий. Консультант проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят на ней свою подпись.
4.3. Порядок выполнения работы Квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, журналов на русском и иностранных языках, нормативной литературы и т.п.). В квалификационной работе в соответствии с заданием должны быть детально освещены вопросы темы, включая критический анализ литературных данных и проведение самостоятельных теоретических и (или) экспериментальных исследований изучаемого вопроса или разрабатываемого объекта. В дипломных проектах, кроме того, должны быть отражены вопросы технологии, стандартизации, экономики, охраны труда и т.п., свойственные особенностям специальности.
5. 0формление квалификационной работы
Общим требованием к квалификационной работе являются: четкость и логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающих неоднозначность толкования, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов.
5.1. Структура квалификационной работы
Квалификационная работа может быть подготовлена при помощи средств оргтехники и должна включать следующие структурные элементы: • титульный лист (приложение 1); • аннотацию, отзыв, рецензию; • содержание (оглавление); • введение; • разделы основной части (главы 1,2,3), представляющие собой постановку задачи, обзор литературных источников по теме, описание используемых методов и (или) методик, собственные теоретические и экспериментальные исследования, описание по разработке программного обеспечения, результаты расчетов и т.п., экономическое обоснование принятого решения (специальность «менеджмент организации»), определение экономической эффективности внедрения полученных результатов, требования охраны труда и техники безопасности при эксплуатации разработанного объекта для дипломных проектов производственного направления, • заключение (выводы); • список использованных источников; • приложения (при необходимости), в том числе текст разработанного программного обеспечения. • акт (справка) с места выполнения исследовательской части для заочной формы обучения обязательна, а для дневной формы желательна. Текст квалификационной работы должен быть оформлен на стандартной белой бумаге формата А4 с помощью компьютерных средств. Текст работы печатается на одной стороне листа через полтора интервала, шрифт Тimes New Roman, 14 кегль. Размеры полей: левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее не менее 20 мм. Каждый структурный элемент должен Начинаться с новой страницы. Заголовки структурных элементов работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая (например, ВВЕДЕНИЕ). Заголовки подразделов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без точки конце. Расстояния между заголовками структурных элементов и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов Все страницы текста ВКР, включая страницы с рисунками и графиками, должны иметь сквозную нумерацию. Отдельная нумерация страниц каждой главы или раздела не допускается. Номер страницы печатают в нижнем поле страницы, посередине или в правом углу без каких-либо дополнительных обозначений (скобок, тире). Общий объем работы должен составлять: для бакалавра 35-70 стр., для специалиста -50-70 страниц (без списка литературы). Минимальное количество литературных источников -30. Работа должна быть переплетена или помещена в стандартную папку-скоросшиватель.
5.2. Содержание структурных частей работы В аннотации дается краткая характеристика содержания квалификационной работы с указанием цели исследования, методов или алгоритмов решения задачи, основных результатов. В оглавлении (содержании) последовательно перечисляются заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов) как основной части работы, так и приложения с указанием номеров страниц, на которых размещены эти заголовки. Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы - двойной нумерацией через точку, содержащей указание номера раздела и номера подраздела (например, 2.3 ). Введение, как правило, содержит общую характеристику проблемы, к которой относится тема работы, обоснование актуальности темы, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования. Содержание основной части работы существенно зависит от характера выполняемой работы. Обычно основная часть включает постановку задачи, описание методов или алгоритмов решения поставленной задачи, обоснование выбора того или иного метода, конкретные примеры для рассматриваемого класса задач, описание разработанного программного обеспечения, описание экспериментов (в том числе и компьютерных), анализ результатов и выводы по ним. Изложение материала при необходимости сопровождается иллюстрациями, графиками, схемами. В заключении работы дается авторская оценка проведенного исследования с точки зрения соответствия полученных результатов поставленной задаче и кратко формулируются выводы по результатам исследования. В список использованных источников включаются все использованные источники, не менее 30 источников. В приложения выносятся вспомогательные материалы - таблицы, тексты программ и т.д. Все приложения должны иметь порядковые номера: Приложение 1, Приложение 2 (в случае необходимости Продолжение приложения 1) и иметь содержательный заголовок.
6. Организация выполнения и защиты квалификационной работы
6.1. Контроль хода выполнения работы
Перед началом выполнения квалификационной работы студент совместно с руководителем должен разработать календарный график работы на весь период с указанием очередности выполнения отдельных этапов. Заведующий кафедрой устанавливает сроки периодического отчета студентов по выполнению квалификационной работы. В установленные сроки студент отчитывается перед руководителем и заведующим кафедрой, которые фиксируют степень готовности квалификационной работы. Отзыв руководителя Законченная квалификационная работа, подписанная студентом и консультантами, представляется руководителю, который составляет на нее отзыв. В отзыве руководителя должны быть отмечены: • актуальность темы работы, • степень решенности поставленной задачи, • степень самостоятельности и инициативности студента, • умение студента пользоваться специальной литературой, • способности студента к исследовательской работе, • возможность использования полученных результатов на практике, • возможность присвоения выпускнику соответствующей квалификации. • допуск квалификационной работы к защите. Рецензирование работы Рецензенты квалификационных работ утверждаются деканом факультета по представлению заведующего кафедрой не позднее одного месяца до защиты желательно из числа профессорско-преподавательского состава других кафедр, специалистов сферы физической культуры и спорта, специалистов производства и научных учреждений, педагогического состава других вузов. В рецензии должны быть отмечены: • актуальность темы работы, • степень соответствия работы заданию, • наличие по теме работы обзора литературы, его полнота и последовательность анализа, • полнота описания методики расчета или проведенных исследований, изложения собственных расчетных, теоретических и экспериментальных результатов, оценка достоверности полученных выражений и данных, • наличие аргументированных выводов по результатам работы, • практическая значимость выполненной работы, возможность использования полученных результатов, • недостатки и слабые стороны работы, • замечания по оформлению работы и стилю изложения материала, • оценка работы: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворитеггьно". Рецензент имеет право затребовать у студента - автора квалификационной работы дополнительные материалы, касающиеся существа проделанной работы.
Подготовка к защите и защита работы
Предварительная защита квалификационной работ является формой контроля, определяющей возможность допуска работы к защите на заседании государственной аттестационной комиссии. Предварительная защита назначается не позднее, чем за месяц до начала государственных экзаменов. Завершенная квалификационная работа вместе с письменным отзывом руководителя и рецензией представляется заведующему кафедрой для решения вопроса о допуске к защите. Разрешение о допуске оформляется на титульном листе подписью заведующего кафедрой, не позднее окончания последней экзаменационной сессии. В случаях отказа в допуске работы к защите вопрос рассматривается на заседании кафедры, которая выносит мотивированное решение. Протокол заседания кафедры представляется на утверждение декану факультета, и студент приказом допускается к сдаче только государственных экзаменов. Квалификационные работы с решением заведующего кафедрой о допуске к защите, отзывами руководителей и рецензиями не позднее, чем за три дня до срока защиты, представляются в деканат. Защита квалификационной работы происходит в форме доклада, который студент делает перед членами государственной аттестационной комиссии. Доклад должен быть кратким (не более 10 минут), ясным и включать основные положения работы. Доклад должен быть проиллюстрированным раздаточным материалом (для каждого члена комиссии), слайдами или презентацией. Наиболее важными элементами презентации являются материалы, представляющие: • актуальность; • объект и предмет исследования; • цель и задачи работы; • методы и организацию исследования; • результаты исследования; • выводы. Квалификационная работа после защиты хранится в архиве института на протяжении пяти лет. Если защита ВКР признается неудовлетворительной, ГАК определяет, возможность представления данной работы к моторной защите после необходимой доработки, определяемой комиссией, или же студент должен разработать новую тему. Повторная защита ВКР, получившей неудовлетворительную оценку ГАК, разрешается через год в течение трех лет после окончания вуза. Студентам, которые не защищали ВКР по уважителъной причине, подтвержденной документально, оформляется академический отпуск. Получение неудовлетворительной оценки за ВКР на ее защите не лишает студента права сдавать государственные экзамены по остальным предметам, предусмотренным учебным планом. Студент, получивший неудовлетворительную оценку за защиту ВКР, отчисляется из высшего учебного заведения, и ему вместо диплома выдается академическая справка установленного образца.
Содержание ВКР
Титульный лист (приложение 1); Аннотация, отзыв, рецензия; Содержание (оглавление); Введение (актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, контингент) Глава 1. Теоретическое обоснование темы исследования по литературным источникам 1.1 Теория и история вопроса, темы (объекта исследования). Изложение состояние разработанности исследуемого вопроса. Выводы. 1.2 Психолого-педагогические основы подхода к проблеме и ее решению (предмет исследования). Выводы. 1.3 Особенности контингента (психологические, физиологические и т.д.). Выводы. 1.4 Выводы по 1 Главе. Определение гипотезы исследования. Глава 2. Методика и организация эксперимента по проверке гипотезы (оптимизации традиционной или разработки инновационной программы) 2.1 Программа исследования (концепция, содержание урочных, внеурочных и внеклассных мероприятий). 2.2 Организация исследования, применяемые методы и методики по оценке эффективности разработанной программы. Глава 3. Результаты экспериментальной проверки разработанной! программы занятий 3.1....... 3.2....... Заключение (общее), выводы (по задачам); Список литературы; Приложения (при необходимости), в том числе текст разработанного программного обеспечения. Критерии оценки квалификационной работы
Оценка "отлично" выставляется за квалификационную работу, в которой:
1. Разработан четкий, логичный план изложения. 2. Во "Введении" всесторонне обоснована актуальность избранной темы. 3. В теоретической части работы дан анализ широкого круга научной и научно-методической литературы по теме, выявлены методологические, методические, психолого-педагогические проблемы изучаемой темы, освещены вопросы истории ее изучения в науке. 4. Теоретический анализ литературы отличается глубиной, критичностью, самостоятельностью, умением оценить разные подходы и точки зрения, показать собственную позицию по отношению к изучаемому вопросу. 5. Для ряда тем дан анализ передового педагогического опыта по изучаемой проблеме, выявлены его сильные и слабые стороны. 6. На основе теоретического анализа сформулирована гипотеза и конкретные задачи исследования. Методы исследования адекватны поставленным задачам. Показана хорошая осведомленность студента в современных исследовательских методиках. Используется комплекс методов. 7. Для ряда тем подробно освещена экспериментальная, опытная работа. Дан качественный и количественный анализ порченных данных. Изложение опытной работы иллюстрируется графиками, схемами, таблицами, рисунками. 8. В заключении сформулированы развернутые, самостоятельные выводы по работе, раскрывается то новое, что вносит студент в теорию и практику изучаемой проблемы. 9. Работа безукоризненно оформлена (орфография, аккуратность, правильность оформления сносок, списка литературы). Все этапы работы выполнены в срок. По материалам работы сделаны сообщения на студенческой научной конференции, на семинаре, спецкурсе, опубликованы (по возможности) статья или тезисы.
Оценка "хорошо" выставляется за квалификационную работу, в которой:
1. Разработан четкий план изложения. 2. Во "Введении" раскрыта актуальность избранной темы. 3 . В теоретической части представлены круг основной литературы по теме, выявлены теоретические основы проблемы. Студент правильно использует научную терминологию. 4. В теоретическом анализе научной и научно-методической литературы студент в отдельных случаях не может дать практической оценки взглядов исследователей, недостаточно аргументирует отдельные положения. 5. Для ряда тем дан анализ передового педагогического опыта, выявлены его сильные стороны, но не указываются слабые. 6. Сформулирована гипотеза и задачи исследования, методы исследования адекватны поставленным задачам. 7. Для ряда тем представлено подробное описание опытно-экспериментальной работы. Дан количественный анализ данных, но качественный анализ не имеет обоснованного научного подтверждения. 8.. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена. Все этапы работы выполнены в срок. Оценкой "удовлетворительно" оценивается квалификационная работа, в которой: 1. Разработан общий план изложения. 2. Библиография ограничена: не включены современные и новейшие источники по теме. 3. Актуальность темы раскрыта правильно, но теоретический анализ дан описательно, студент не сумел отразить собственной позиции по отношению к материалам, суждения отличаются поверхностностью, слабой аргументацией. 4. Передовой опыт работы представлен описательно, студент испытывает трудности в анализе практики с позиции теории. 5. Для ряда тем задачи опытно-экспериментальной работы сформулированы конкретно. Методы исследования соответствуют поставленным задачам. Анализ опытной работы дан описательно, много примеров, но нет последовательной оценки проделанной работы с позиции теории. В заключении сформулированы общие выводы. 6.Оформление работы соответствует требованиям, но есть стилевые погрешности, неточности. Работа представлена в срок.
Оценкой "неудовлетворительно" оценивается квалификационная работа, в которой большая часть требований, предъявляемых к квалификационной работе, не выполнена.
|